«Газпром» активно внедряет программу импортозамещения. В списке газового холдинга для замещения значится 410 иностранных поставщиков из 20 стран. Более четверти — это компании из США, Германии, Франции, Великобритания: Siemens, Motorola, Schlumberger, Weatherford, Baker, Schneider Electric, MAN Turbo, Kenwood, Sumitomo, Kawasaki, Caterpillar и др, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на свой источник близкий к «Газпрому».
По словам этого источника, газпромовская программа «разработана в отношении производителей тех стран, которые ввели или поддержали санкции против России». Но в «Газпроме» есть планы найти замену и поставщикам из тех стран, которые не поддержали санкции. Так, в списке обнаруживаются белорусское ЗАО «Гидродинамика», израильская Ormant, индийские производители труб Corus и Welspum и Аргентины — Tinaris. В этом списке даже есть «Зоря-машинпроект» и «Икор», которые находятся на Украине.
Доля валютных закупок «Газпрома» в капитальных затратах составляет 21%, ранее в этом месяце отмечал заместитель председателя правления холдинга Андрей Круглов. Капитальные затраты «Газпрома» на текущий год запланированы в размере 733 млрд рублей. На иностранные закупки запланировано около 154 млрд рублей, или 2,5 млрд долларов по прогнозному курсу Минэкономразвития на текущий год — 61,5 рубля за доллар Однако «Газпром» утверждал инвестиции на 2015 год еще в конце прошлого года — тогда прогнозный курс составлял 38 рублей за доллар. следовательно, заложенные в инвестиционную программу валютные затраты могут увеличиться и составить порядка 4 млрд долларов.
При строительстве СПГ-заводов «Газпром» практически на 100% зависим от оборудования двух компаний: американской Air Products & Chemicals и немецкой Linde. В Гонконге, где проходила презентация «Газпрома» для инвесторов, российская компания уже сообщила, что запуск завода «Балтийский СПГ» и третьей очереди «Сахалина-2» переносится на более поздний срок — с 2018-2019 на 2021-2022 годы. Решение достаточно взвешенное и весьма актуальное, поскольку из-за угрозы секторальных санкций возводить эти заводы в настоящее время весьма рискованно.
Пока западных санкций в отношении российской газовой отрасли нет, но не исключено, что они могут появиться — тогда под угрозой могут оказаться не только проекты по производству сжиженного газа, но даже проект «Сила Сибири», полагает давний оппонент «Газпрома» и вечный критик компании партнер Russian Energy Михаил Крутихин. По его мнению, для проекта необходимы мощные импортные агрегаты, перекачивающие газ, а также оборудование для Амурского ГПЗ — и аналогов им ни в России, ни и Китае нет.
Без иностранных производителей, похоже, не получится построить и подводную часть «Турецкого потока», поскольку лишь в распоряжении европейских компаний находятся специальные технологии и суда по укладке труб, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Компании из России инвестировать в это не собираются по банальной причине — они к этому не готовы в технологическом плане.
«Чтобы строить подводные газопроводы, надо иметь не одно судно, а маленький флот. Он должен постоянно работать, а рассчитывать, что после выполнения заказов “Газпрома” их удастся получить в других странах, не приходится», — заявил сотрудник одного из ключевых подрядчиков российского газового холдинга.
Правда, самая капиталоемкая часть закупок, к коим относятся трубы, практически полностью российские, ранее отмечал член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов. В целом проблем с трубами нет: импортные лишь обсадные и бурильные трубы для особо агрессивной среды с высоким содержанием серы. Однако в перспективе этот трубный сегмент могут взять на себя некоторые российские компании — например, ТМК, где уже этого не исключили.
Поэтому в «Газпроме» будут стремиться добиться высокого импортозамещения по другим направлениям. Поэтому в компании разработали ряд мероприятий, которые направлены на решение проблемы.
Также Минпромторг и Минэнерго уже весной 2015 года должны разработать комплексную программу импортозамещения в нефтегазовой сфере.
Однако, по мнению Корчемкина, идеи импортозамещения, которые выдвигаются сегодня российскими чиновниками госуправленцами, — это не более чем политический тренд. «Руководство “Газпрома” вряд ли рассчитывает на ужесточение санкций и усиление изоляции России в течение длительного периода», — считает он.
С ним в общих чертах согласен и Крутихин, указывая на отсутствие в России квалифицированных кадров по ряду направлений.
«Многие иностранные производители еще до санкций искали в России партнеров для локализации производства, но по большинству направлений сделать этого не удалось из-за отсутствия кадров», — отметил он.
|