В июне отмечено повышение цен на автомобильное топливо в России. По данным Росстата, за первую неделю лета цены на бензин в среднем по РФ выросли на 0,2% по сравнению с концом мая, дизельное топливо подорожало на 0,1%.
Средняя стоимость горючего на российских АЗС на 8 июня составляла 33,21 рубля за литр против 33,16 рубля за литр 1 июня. Литр бензина АИ-92 стоил в среднем 32,24 рубля, что на 5 копеек дороже, чем в последнюю неделю мая; АИ-95 подорожал на 4 копейки до 35,11 рубля, дизтопливо — на 3 копейки до 34,39 рубля за литр.
Если брать статистику по регионам, то больше всего топливо подорожало в Уфе и Оренбурге — на 1%. В Салехарде, напротив, оно снизилось в цене на 0,7%.
В Москве рост цен продолжился и на второй неделе июня. Так, АИ-92 в среднем подорожал на 0,5% до 33,13 рублей, АИ-95 — на 0,5% до 36,01 рублей, дизельное топливо — на 0,2% почти до 35 рублей за литр.
Больше всего подорожал бензин на столичных заправках «Татнефти» и «Газпром нефти» — плюс 50 копеек за литр. Стоимость топлива на АЗС «Роснефти» выросла на 15-21 копейку. В ЛУКОЙЛе сообщили, что за прошедшую неделю повышения цен на ее российских заправочных станциях не произошло.
Вначале была биржа
Сначала по традиции рост цен был зафиксирован на оптовом рынке. Биржевые котировки нефтепродуктов на бирже СПбМТСБ стабильно идут вверх с середины мая, а к концу месяца они достигли годовых максимумов: АИ-95 продавался по цене 37,2 тыс рублей за тонну, АИ-92 — за 36,2 тыс рублей.
В июне рост оптовых цен на топливо продолжился. Розничные цены, как это обычно бывает, догоняют оптовые спустя несколько недель.
Кроме того, Росстат отмечает сокращение производства автомобильного топлива. За первую неделю июня выпуск снизился на 6% — до 741,7 тыс тонн, дизельного топлива — на 7,3% — до 1,367 млн тонн.
Сезон превышения спроса над предложением
Эксперты, опрошенные агентством , отметили, что подорожание топлива на оптовом рынке в мае носит сезонный характер. Спрос на горючее растет в это время потому, что у многих начинается летний отпуск, люди начинают больше ездить на автомобилях. Растет спрос и со стороны сельского хозяйства — идет посевная кампания.
Кроме того, весной многие НПЗ проводят плановые ремонты, что неизбежно сказывается на объеме предложения. В нынешнем году этот фактор усугубляется грядущим в 2016 году переходом на оборот топлива экологического стандарта «Евро-5» — модернизацию заводов нужно завершить до января.
И все это происходит на фоне роста экспорта нефтепродуктов и сокращения импорта бензина из Белоруссии.
«По итогам мая этого года экспорт топлива значительно превышал показатели мая прошлого года», — отметил директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Нельзя забывать и о факторе валютного курса.
«Рост цен на бензин обусловлен в первую очередь ослаблением рубля, которое делает внутренний рынок менее привлекательным для нефтедобытчиков и переработчиков», — полагает аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ Анатолий Вакуленко.
По его словам, обычно между добычей нефти и поступлением на рынок продуктов ее переработки проходит 3-6 месяцев. Поэтому сейчас рынок отыгрывает предновогоднее падение национальной валюты.
Власти говорят — все будет хорошо
В Федеральной антимонопольной службе поспешили заявить, что в целом рост стоимости бензина в России с начала года был ниже уровня инфляции. То есть автомобильное топливо дорожало в меньшей степени, чем другие потребительские продукты.
«С начала года изменение цены ниже темпов инфляции… Сейчас мы в колокола не бьем и панику не поднимаем, но продолжаем мониторить ситуацию на рынке»,- сказал начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев обещал, что резких колебаний цен на бензин в России больше не будет, если, конечно, не подведут мировые цены на нефть. С 2008 года Антимонопольная служба возбуждала сериями дела против крупнейших нефтяных компаний по поводу завышения цен на бензин и другие виды топлива. В общей сложности нефтяники были оштрафованы больше чем на 15 млрд рублей.
О том, что подорожание бензина не превысит годовой темп инфляции (будет на уровне 10-12%) до этого говорил и вице-премьер Аркадий Дворкович.
Аналитики пока не в состоянии дать четкий прогноз цен на бензин до конца года. Одни предполагают, что с завершением сезона ремонта на НПЗ предложение нефтепродуктов должно вырасти и тогда ситуация нормализуется. Другие говорят, что рынок успокоится вместе со снижением ставки ЦБ или укреплением рубля, поскольку сейчас многие производители нефтепродуктов вынуждены закладывать в цену расходы на обслуживание долга.
Рассуждая о ценовых прогнозах, не следует забывать и о предупреждении ФАС, что введение запрета на оборот бензина класса «Евро-4» с начала 2016 года может вызвать дефицит топлива. Поскольку не все крупные компании готовы полностью перейти на производство «Евро-5» к этому моменту. В частности, поговаривали, что в отстающих ходит «Роснефть».
Однако недавно «Роснефть» и ЛУКОЙЛ заверили, что дефицита не будет, и взяли на себя обязательства поставить необходимый объем бензина на внутренний рынок. Тем не менее к обсуждению отсрочки перехода «Евро-5» власти вернутся осенью. Об этом сообщал министр энергетики РФ Александр Новак, чье ведомство ранее предлагало продлить оборот «Евро-4» еще на два года.
|